Способы подготовки личинок, даваемых на маточное воспитание

Каждая так подготовленная ячейка прикрепляется расплавленным воском к треугольному тонкому деревянному клинышку размером 3,5х1,5 см (рис. 81) или к отдельным маленьким квадратным брусочкам (пробкам), имеющим размеры 2х2х0,5 см (рис. 82).

Деревянные клинышки Деревянные пробки Рис. 81. Деревянные клинышки, к которым прикреплены ячейки с личинками, подготавливаемыми для маточного воспитания.
Рис. 82. Деревянные пробки. Справа — на пробку наклеена ячейка с личинкой, срезанная на половину своей высоты.

Если ячейки с личинками прикрепляются к клинышкам, то затем такие клинышки втыкаются в темный (старый) сот (рис. 83) так, чтобы ячейки с личинками были обращены вниз и находились на расстоянии 0,5 см от сота (если они будут находиться ближе, то пчелы могут их приклеить к соту). Сот с воткнутым и и пего клинышками с ячейками и находящимися в них личинками ставится в середину гнезда подготовленной семьи-воспитательницы. При этом надо следить, чтобы расстояние между любой прикрепленной к клинышку ячейкой и соседним сотом было тоже не менее 0,5 см.

Маточник наклинышках, вотвнутых в сот

Рис. 83. Маточник наклинышках, вотвнутых в сот

Этот способ, будучи лучшим, чем прежний, тоже не лишен некоторых недостатков. В центре гнезда семьи после постановки сота с клинышками образуются неестественно широкие, почти вдвое шире нормальны одна или две улочки. Кроме того, наличие в гнезде ценнейшей семьи старого, темного сота, по существу подлежащего выбраковке, является крайне нежелательным гигиенических соображений.

Поэтому, гораздо лучше, удобнее и гигиеничнее под готовлять на маточное воспитание личинки в ячейках, прикрепленных к брусочкам (пробкам).

Пробки, после прикрепления к ним ячеек с личинками, прикрепляются к двум поперечным планкам пустой рамки (рис. 84). Одна из этих планок раз мешена примерно посредине рамки а другая ближе к верхнему бруску. Пустые промежутки в такой рамке, которые не будут использованы при отстройке маточников, надо заполнить полосками хорошего сота, чем создаются лучшие условия в гнезде при обслуживании личинок. Рамка с прикрепленными брусочками и личинками, подготовленными для маточного воспитания, также ставится в центр гнезда.

После постановки личинок для маточного воспитания семью обязательно следует подкормить, потом закрыть гнездо и, в соответствии с условиями погоды, утеплить. Леток надо несколько сократить.

Пустая рамка, в которой укреплены вынимающиеся пробки с маточными личинками

Рис. 84. Пустая рамка, в которой укреплены вынимающиеся пробки с маточными личинками.

Все работы по подготовке личинок и их постановке в семью необходимо производить аккуратно и быстро. Чем меньшее время личинки находятся вне гнезда, тем лучше они будут приняты пчелами на маточное воспитание.

Кроме указанных здесь способов подготовки личинок на маточное воспитание, есть еще и другие. Так, на больших, хорошо оборудованных пасеках матковыводных хозяйств широко применяется способ «с переносом личинок». Он состоит в том, что личинки для маточного воспитания даются не в тех ячейках, в которых они родились, а переносятся в другие, искусственно-сделанные из воска, более широкие, имеющие форму мисочек.

Перенос производится с помощью шпателя, имеющего вид кусочка проволоки со слегка расплющенным концом; иногда шпатель делают из стержня птичьего пера, конец которого заостряется и слегка загибается. Перед переносом личинки на дно мисочки кладут немного молочка. Вместе с переносимой личинкой стараются захватить побольше личиночного корма. Переносить личинок в мисочки на маленькую каплю меда, как это иногда рекомендовалось, совершенно недопустимо.

Надо отметить, что существующие способы вывода маток могут быть значительно улучшены, что позволит получать маток еще более высокого качества. Так, например, если маточные личинки размещать не в одной улочке, а в нескольких, то в кормлении маточных личинок сможет принимать участие большее количество пчел, личинки будут более обильно снабжаться кормом и быстрее развиваться.

По имеющимся данным, соответствующим подбором белкового корма (пыльцы) для пчел, воспитывающих маток, также можно значительно улучшить качество выращиваемых маток.

Следует упомянуть, что в настоящее время разрабатываются и другие способы искусственного вывода маток, основанные не на свойстве пчел выводить свищевых («аварийных») маток при 'внезапной потере матки, а на свойстве их выводить роевых маток в период, когда семья при надлежащих условиях внешней среды к этому подготовлена всем ходом своего развития.

1 | 2