Использование маточников и формирование нуклеусов

При расположении нуклеусов рядом с основными семьями (как говорят пчеловоды, в «карманах» ульев-лежаков) надо тщательно следить за тем, чтобы не было ни малейшей щели между отделенным нуклеусом и частью улья, занимаемой основной семьей. Если такие щели будут, то через них пчелы могут чувствовать близость своей старой матки, и в этом случае молодую матку, вышедшую из маточника, могут убить. Поэтому все щели под перегородкой, вдоль ее боков и т. д. должны быть тщательно замазаны глиной. Некоторые пчеловоды, с той же целью, у перегородки, со стороны основной семьи, временно ставят соломенный мат, который убирают только после того, как молодая матка нуклеуса станет плодной и начнет откладывать яйца.

Нуклеусам обычно раздают по одному зрелому маточнику, размещая их ближе к центру или в самом центре гнезда (здесь всегда теплее, чем на краю гнезда).

Нуклеусы, как и отводки, не следует делать сборными. Лучше их делать индивидуальными, то есть каждый отводок брать от одной семьи. От отстающих по развитию и малопродуктивных семей, а также от семей, имеющих другие недостатки, ни пчел, ни расплода использовать для организации нуклеусов не следует.

Надо иметь в виду, что и условиях большинства пасек самыми ценными нуклеусами будут те, которые полностью происходят от наилучших семей, то есть пчелы, расплод и матки которых будут происходим. от одной и той же высокопродуктивной семьи н будут выращены в наилучших условиях. Такие нуклеусы в дальнейшем могут превратиться в отводки, а потом в семьи, обладающие в значительной мере теми же ценнейшими качествами, которые имела материнская семья, и эти качества будут более стойко передаваться новым поколениям пчел.

Поэтому семью-воспитательницу, после вывода в ней маток, надо обязательно использовать и для формирования из нее нуклеусов. При этом семья-воспитательница, воспитавшая своих маточных личинок, может быть превращена в 3—4 нуклеуса, каждый из которых должен иметь разновозрастных пчел.

Разделение этой семьи на нуклеусы производится способами, применяемыми при формировании отводков с разновозрастными пчелами. Способ, наиболее удобный и выгодный для применения в каждом отдельном случае, должен быть намечен заранее, и к нему своевременно должно быть подготовлено все необходимое.

При разделении семьи, выводившей маток, на нуклеусы в каждую часть такой семьи дается по одному маточнику. Если имеются лишние хорошие маточники, то в каждом таком нуклеусе можно оставлять по 2 маточника. При этом оба они помещаются в отдельные маточные клеточки. В кормовое отделение клеточки кладется мед. В каждую клеточку с маточником впускается по 5— 6 пчел. В дальнейшем надо следить за выходом маток и в нуклеусе оставить более крупную, лучшую. Такая матка в большинстве случаев выходит из маточника первой. Вторую матку удаляют.

Ульи с нуклеусами должны быть расположены так, чтобы матки, вылетевшие на облет, смогли их легко найти. Чаще всего нуклеусы располагают в передних рядах ульев пасеки. Но это не всегда возможно, так как часть нуклеусов находится п «карманах» ульев основных семей, размещенных в разных местах пасечного точка среди других ульев.

В таком случае надо помочь облетывающимся маткам находить свои ульи. Для этого необходимо их как-нибудь отметить, чтобы они резко выделялись среди всех других, особенно соседних с ними ульев. Этого достигают разными способами. В одних случаях возле улья втыкают ветку, если вблизи нет никакого другого ориентира; в другий— улей несколько выдвигают из ряда вперед или слегка поворачивают в сторону; в третьих — изменяют окраску крыш улья чем, что кладут на них соломенные маты или прикрепляют ветки; в четвертых — над летком улья нуклеуса прибивают кусок фанеры или картона размером не менее 20х30 см, окрашенный в яркий цвет: голубой, синий, желтый или белый, подбирая такой, чтобы он наиболее выделялся среди других ульев пасеки, а другой такой же кусок фанеры или картона прикрепляют к крышке улья, и т. д. Все это значительно облегчает ориентировку маток и устраняет залет маток в другие ульи, где они могут быть убиты.

Большое значение при этом имеет также расстановка ульев на пасеке; лучшей является групповая расстановка — по 2—3 улья в группе, с разными интервалами между группами, применительно к местности. При расстановке ульев строго рядами или в шахматном порядке, а также в тех случаях, когда ульи расставлены густо, имеют одинаковую окраску и на пасеке не имеется ориентиров, потеря маток во время их облета может достигать больших размеров. Если же учесть это и помочь маткам легче отличить свой улей среди других по местным предметам, по цвету, по направлению летка и пр., то потеря маток при ориентировочных и брачных вылетах будет незначительной.

Если отводки или нуклеусы формируются с неплодными матками, то при раздаче им маток лучше поступать таким образом. Имеющиеся в клеточках неплодные матки в количестве 10—12 штук помещаются в маточную рамку и вместе с этой рамкой на некоторое время (на 5—7 минут) ставятся в самый лучший отводок или нуклеус. Пчелы семейки, имея инстинкт определения качества маток, проявят неодинаковое отношение к каждой из находящихся в клеточках маток. К одним будут относиться хорошо, то есть в небольшом количестве находиться на клеточке, ходить с приподнятыми брюшками вслед за маткой, как бы предлагая ей через сетку клеточки корм; к другим — относиться безразлично; к третьим — враждебно — плотно обседать клеточки и как бы стараться жалить или «душить» маток. В отводке или нуклеусе надо оставить ту матку, к которой отношение пчел панлучшее, а остальных перенести и следующий отводок, и т. д. Маток, к которым пчелы относятся недружелюбно, оставлять в семейках не следует.

Данных этим способом отводкам или нуклеусам маток следует выпустить из клеточек или из-под больших колпачков через 6—12 часов.

1 | 2