Использование лучших семей для вывода от них маток.

Для вывода маток надо выделять наилучшие по качеству семьи пасеки и их надлежащим образом подготовлять.

Вывод маток надо производить так, чтобы:

а) не потерять качеств этой лучшей семьи, выводящей маток; с этой целью, перед дачей личинок на маточное воспитание, старая матка семьи должна быть отсажена в полноценный отводок этой же семьи, которому должны быть созданы все условия для дальнейшего его быстрого роста и развития;

б) каждая наиболее ценная семья должна выводить маток не только для других семей, но обязательно и для себя и для своих нуклеусов, причем для последней цели матки должны выбираться самые лучшие;

в) по окончании вывода маток семья, выкармливавшая маточных личинок, должна быть использована для организации нуклеусов с разновозрастными пчелами и своими же марками. Такие нуклеусы в дальнейшем превращаются в отводки, а отводки - в полноценные семьи наиболее высокого качества;

г) выводимые матки должны отвечать двум основным требованиям:

1) иметь отличные качества (высокую яйценоскость и хорошую наследственность). Это достигается тем, что маточные личинки происходят от лучших семей и выкармливаются в наилучших условиях;

2) быть хорошими улучшательницами, то есть, будучи подсаженными в обезматоченную семью при смене матки или в отводок, смогли бы улучшить наследственные качества этой семьи. Следовательно, их наследственность должна быть стойкой, или, как говорят, достаточно консервативной. Если наследственность матки окажется недостаточно стойкой, то ее ценные качества будут как бы растворены, подавлены и в потомстве не проявятся в достаточной мере. Иначе говоря, матка с нестойкой наследственностью не только не будет улучшать природные качества семьи, а, напротив, попав под влияние семьи (через корм), снизит и свои ценные качества.

В пчеловодной практике при выводе маток еще и до настоящего времени довольно широко распространен способ применения семьи-воспитательницы для маточного воспитания личинок, взятых из другой семьи. При этом неизбежно получалось следующее. Разные семьи, даже обладающие одинаковой, высокой продуктивностью, имеют не вполне одинаковую природу (наследственность). Семья-воспитательница, выкармливая маточных личинок другой семьи (чужих), влияет через корм на наследственность маточных личинок, которые, находясь в самом молодом возрасте, особенно податливы влиянию условий внешней среды, и прежде всего корма. Поэтому, хотя развивающиеся матки и обладают обогащенной наследственностью, но она будет нестойкой, в какой-то мере «расшатанной». Если в дальнейшем такие матки с нестойкой наследственностью помещаются в средние или нижесредние по качеству семьи, в которых, обычно, низкая продуктивность является более устойчивой, то продуктивность таких семей практически остается прежней, то есть эти матки не будут полноценными улучшательницами.

Вот почему для того, чтобы получить для массового использования хороших маток-улучшательниц, способных значительно повысить продуктивность средних и малопродуктивных пчелиных семей, в которые они будут даны, их надо выводить в хороших условиях и в тех же семьях, от которых они происходят.

Здесь уместно подчеркнуть, что вывод маток в той же семье (без переноса личинок в другую семью — воспитательницу) должен являться основным и использоваться в тех обычных случаях, когда матки выводятся от самых лучших семей пасеки, ценные качества которых следует распространить, применяя для этого наиболее надежные приемы получения маток, способных быть улучшательницами. Но наряду с этим приемом, хотя и в более узком масштабе, в целях углубленной племенной работы с матками и семьями, можно применять и другой метод, который излишне широко распространен в настоящее время, а именно — способ вывода маток с использованием семей-воспитательниц, выращивающих «чужих» личинок. При этом семья-воспитательница тоже должна быть из числа наиболее продуктивных семей и обладать теми ценными качествами, которые в семье, от которой происходят личинки, недостаточно развиты или нуждаются в усилении. Производимая при этом замена пчел-воспитательниц (своих на чужих) аналогична методу ментора (воспитателя), разработанному И. В. Мичуриным. При таком воспитании наследственность маток будет в той или иной степени обогащаться вследствие передачи им в определенной мере свойств семьи-воспитательницы. Нередко при таком воспитании наблюдается еще и явление гетерозиса (мощного развития), что также бывает полезным. Природа, наследственность таких маток будет обогащенной, но до известной степени нестойкой, «расшатанной», более податливой к изменениям под влиянием условий внешней среды и менее устойчивой в передаче своих ценных качеств потомству. И. В. Мичурин неоднократно указывал, что необходимо не только уметь расшатывать наследственность, но и формировать молодую наследственность в определенном направлении. Поэтому матки с расшатанной наследственностью либо подсаживаются в семьи, от которых они происходят (или в отводки этой семьи), либо оставляются в семье, которая их воспитала. Разумеется, семьям с такими матками должны быть предоставлены хорошие условия. Эти семьи в дальнейшем следует испытать на продуктивность, после чего они могут быть использованы для племенной работы. Необходимость такой проверки вызывается тем, что, как указывал и сам И. В. Мичурин, «...как и во всяких опытах, и применении ментора случаются и полнейшие неудачи...», а также, что «..встречаются случаи и отрицательного влияния ментров».